Умный рецепт счастья: философы мира рассказали, как жить и радоваться - актуально до сих пор

Читати українською

От даосизма кдо гедонизма – философы разработали множество способов, как прожить счастливую и при этом продуктивную жизнь

Читати українською
Счастье, психология, полезные советы, философы
По меньшей мере четверо из философов изучали, как прожить радостную жизнь

От даосизма кдо гедонизма – философы разработали множество способов, как прожить счастливую и при этом продуктивную жизнь

Может показаться, что философия сосредотачивается на вопросах, далеких от повседневной жизни. Но многие философы сосредотачивались на практических вопросах, вот, например, как жить счастливой жизнью. Правда, что именно значит – жить счастливой жизнью, у разных философов может кардинально отличаться, говорится в публикации BigThink.

Чжуан-цзы о том, как быть более "спонтанно"

Чжуан-цзы – это и имя даосского философа, и книга о даосской философии. Книга была написана где-то в период Воюющих государств в Китае (476-221 гг до н.э.), и ее влияние сделало Чжуан-цзы, ее автора, вторым по значению даосским философом после Лаоцзы. Чжуан-цзы призывает к более гармоничной жизни с Дао, лежащего в основе космического порядка в даосизме. Он также предполагает, что путь к радостной жизни – это быть более спонтанным.

Для большинства из нас спонтанное – не слишком отличается от "импульсивного", но философ использует его не так. В даосской манере он понимает это как примирение со своей противоположностью. Это нечто вроде преодоления лени и других морально-нравственных преград внутри себя и приобретение мастерства и привычки к работе.

Чжуан-цзы приводит пример мясника, который годами тренируется, пока не сможет спонтанно резать мясо без раздумий. Он становится настолько искусным в своей работе, что ему даже не нужно больше специально точить нож. "Спонтанно" здесь не означает "импульсивно", а скорее как бы автоматически или инстинктивно. Философ поощряет нас тренировать себя, пока нам больше не придется думать о своих действиях и мы не начнем интуитивно знать, как действовать.

Философ утверждает, что эту тенденцию – которую многие из нас узнают в своих увлечениях – можно применить к каждому аспекту нашей жизни, независимо от того, насколько он обыденный. Таким образом, мы сможем понять Дао в нашей жизни и ощутить радость в мелочах. Он также советует нам научиться смотреть на мир с разных точек зрения и избегать эгоцентризма. Хорошие советы, ведь жизнь требует открытости и умений.

Антисфен о добродетельной жизни

Ученик Сократа, Антисфен стал основателем философской школы киников. Отталкиваясь от представления Сократа о том, что добродетель является ключом к счастью, Антисфен утверждал, что добродетели вполне достаточно для радости. Он также утверждал, что удовольствие часто является плохой вещью, воспитывающей зависимость. Он утверждал, что предпочитает безумие, а не наслаждение, и учил о преимуществах простой жизни.

Он считал, что добродетелям можно научиться, поэтому мудрец должен немедленно начать их изучать. При этом он ценил поступки больше, чем слова и считал, что неудачи и плохая репутация могут быть полезными во избежание удовольствия. При этом он также поощрял брак и деторождение как способ хорошо прожить жизнь.

Верный своему учению, Антисфен избрал жизнь в бедности и, как утверждается, придумал складывать плащ вдвое, чтобы в нем можно было спать. У него был острый ум и юмор. Его более известный ученик, Диоген, ночевал в прославленной бочке-пифосе и подражал 11 идеям своего учителя, при этом выглядел довольно счастливым.

Философы намекают на то, что для счастья нужно быть собой и не гнаться за вещами.
Философы намекают на то, что для счастья нужно быть собой и не гнаться за вещами.

Эпикур о крайне умеренном гедонизме

Эпикур был греческим философом, жившим около 300 года до нашей эры. Он сформулировал идеи обо всем, от справедливости до физики, но самые известные из них – о том, как жить хорошо. Эпикур отстаивал гедонизм – дескать хорошая жизнь – это жизнь, которая характеризуется стремлением к счастью. 

Эпикур утверждал, что мыслящий гедонист должен взвешивать жизнеспособность своих стремлений. Имея выбор между удовлетворением желания или его устранением, Эпикур предлагает попробовать последнее, когда это возможно. Он побуждает к умеренности во всех областях жизни и учит довольствоваться меньшим, а не искать роскоши. Его видение счастья, скорее, можно назвать "спокойствием", а не "наслаждением".

Философ высоко ценил дружбу, призывал к умеренным пищевым привычкам, пропагандировал умеренность во всем, но утверждал, что не обязательно жить, как нищий. Эпикурейцы же, подражавшие его учению, как правило, жили вместе в общинах, к которым они часто позволяли присоединяться женщинам и рабам (редкость в древнем мире).

Эпикур, похоже, искал компании, и жил в основанной им школе под названием "Сад". Он вел умеренно аскетический образ жизни и привлекал своих учащихся к общественной деятельности. Судя по всему, он получал от этого удовольствие.

Книги и спорт способны принести стойкое ощущение счастья, на что не может ни один допинг, склонный разрушать вашу личность.
Книги и спорт способны принести стойкое ощущение счастья, на что не способен ни один допинг, склонный разрушать вашу личность.

Джон Стюарт Милль о высоком и низменном счастья

Джон Стюарт Милль – английский философ, экономист и член парламента XIX века, известный своими взглядами на либерализм, феминизм и этическую философию. Он развил довольно новую к тому времени философию утилитаризма.

Справка. Утилитаризм – направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Милль рассматривал удовольствие как относящиеся к "высшим" и "низшим" категориям. В общем, "высшие" удовольствия – это умственные, нравственные и эстетические, "низшие" или низменные – более чувственные. Для тех, кто способен наслаждаться и тем и другим, высшие удовольствия всегда являются качественно лучшим выбором. Проще говоря, лучше почитать, чем приложиться к бокалу, так и узнаете что-нибудь новое, и похмелья не будет!

Философ убеждал, что мы должны отдавать предпочтение высшим наслаждениям перед низшими, стараясь максимизировать всеобщее счастье, как в нашей жизни, так и для мира в целом. Это требует от нас развивать способность наслаждаться высшими удовольствиями, активно выбирать их и стараться избегать причинения боли кому бы то ни было.

Со своей стороны, хотя Милль не был противником "низших" удовольствий, он, безусловно, выбирал высшие. Он любил читать поэзию и переписывался со многими мыслителями.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.