Как это ни странно, но продолжительность аплодисментов - совсем не показатель качества выступления
Оказываясь в статусе зрителя, мы хлопаем в ладоши на самых разных мероприятиях - спектаклях, концертах, спортивных матчах и выступлениях любого характера, нужности и интересности. Феноменом в вопросе аплодисментов является Каннский кинофестиваль, где хлопать 10 минут подряд - дело обычное. В этом году вестерн Кевина Костнера “Горизонт: американская сага” заслужил почти 12-минутные овации. А рекордом аплодисментов в истории одного из главных мероприятий в мире кино являются 22 минуты, посвященные фильму ужасов Гильермо дель Торо “Лабиринт Фавна”, показанном на фестивале в 2006 году.
Однако, по мнению психологов, долгие овации являются не только знаком признательности и показателем качества зрелища, сообщает ВВС.
Психолог Алан Кроули, исследовавший тему аплодисментов, считает, что хлопать в ладоши человек начал еще на заре своей истории. В отсутствие разговорной речи наши предки использовали этот способ, конечно, не в качестве благодарности за выступления, а как способ запугивания противника, сигнал об опасности или средство привлечения внимания. Поэтому в животном мире некоторые приматы хлопают в ладоши по тем же причинам, и даже серые тюлени бьют ластами под водой, демонстрируя доминирующую позицию.
Вероятнее всего, массовую практику аплодировать выступлениям ввели древние римляне, даже указывавшие слово “аплодисменты” в текстах пьес в конце сцен. А политики платили за то, чтобы овации после их выступлений были громкими и длительными.
Ближайшая история определяет распространение хлопанья в ладоши во Францию XVI века, начавшееся с поэта, который раздавал бесплатные билеты на свое выступление в обмен на аплодисменты. И это быстро стало профессией - клакеры зарабатывали деньги, нанимаясь хлопать за деньги.
По мнению Алана Кроули, распространенность оваций в разных культурных вызвана, прежде всего, тем, что это простое, быстрое и эффективное действие.
«Хлопки — это превосходный не вокальный сигнал с высочайшей акустической громкостью. Вы можете ударить рукой по другой части тела, например по бедру, но соотношение шума и усилия будет меньше”, - отмечает психолог.
И, конечно, это более социально приемлемо, чем свист, топот или улюлюканье.
При этом аплодисменты нужны не только для выражения признательности, но и для перехода от одного действия к другому на мероприятиях, где соблюдаются определенные ритуалы. Например, на матчах, где аплодисменты - разделительная линия между гимном и собственно соревнованием.
А если вспомнить начало пандемии коронавируса, когда замкнутые в своих квартирах люди, просто аплодировали друг другу, выйдя на балконы, выходит, что овации - это еще и способ укрепления социальных связей.
Что касается Каннского кинофестиваля, его долгие аплодисменты вызваны, прежде всего, социальным давлением, когда хлопки нескольких людей поднимают овации огромного зала. И это может быть не внутренний выбор присутствующих, а социальное заражение.
А вот причину, по которой они так долго длятся, психолог Ричард Манн видит не в качестве выступлений, а в другом социальном давлении - не останавливаться, пока это не сделает кто-то другой. К тому же, во времена соцсетей, когда любое движение будет зафиксировано и выложено в сеть, никто не хочет, чтобы его отметили, как человека, который перестал хлопать.
Хотя даже среди звезд есть люди, на которых социальное заражение не действует. Например, Адам Драйвер в 2021 году не выдержал всего пятиминутных оваций и закурил прямо в зале. Но, может, просто переволновался - все-таки аплодисменты были адресованы мюзиклу “Аннет” с его участием.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.