Почему некоторые дети начинают болтать раньше сверстников - ответ психологов

Пол ребенка, социально-экономический статус родителей и даже многоязычие в семье не являются ускорителями этого процесса

дети
Чтобы ребенку хотелось разговаривать, ему нужна компания.

Вопрос, почему у одних малышей формируется связная и развитая речь в 2-3 года, а другие до четырех говорят отдельными фразами, интересует, наверное, почти всех родителей. Зачастую замедленное развитие речи ребенка списывается на недостаточность образования родителей или их “не ту” обеспеченность и статус. Есть также версия, что мальчики начинают говорить позже и хуже, чем девочки, потому что у них в принципе развитие происходит медленнее. Исследования же доказывают, что ни один из этих факторов не оказывает решающего воздействия на количество звуков, которое ребенок издает каждый день, сообщает ScienceAlert.

Преждевременные роды и дислексия мешают развитию речи

На протяжении нескольких лет психолог Элика Бергельсон из Гарвардского университета вместе с коллегами проводили исследования, чтобы ответить на вопрос, что же влияет на скорость, с которой дети учатся говорить. Они использовали уникальный, межкультурный и разнообразный набор данных: был записан 1001 ребенок в возрасте от 2 месяцев до 4 лет, из 12 стран на шести континентах, живущие в городах и селах.

На детей разного возраста и разных стадий развития надевались записывающие устройства, в результате чего было собрано более чем 40 000 часов записей. Затем Бергельсон и ее коллеги тестировали факторы, которые могут влиять на то, как часто и как рано ребенок лепечет или произносит слоги, слова или предложения.

Главным удивлением по результатам этой большой работы стало отсутствие связи между развитием речи детей и их полом, социально-экономическим статусом и воздействием нескольких языков. 

При этом было подтверждено негативное воздействие на скорость освоения речи таких клинических факторов как преждевременные роды или дислексия - специфическое расстройство способности к обучению. Например, дети с дислексией произносили за час на 20 вокализаций меньше по сравнению со своими сверстниками. И каждый год этот разрыв увеличивался примерно на 8 вокализаций в час.

Растим собеседника с пеленок

Не стало открытием для ученых и подтверждение влияния возраста на речь, поскольку это логически следует из развития когнитивных способностей ребенка по мере его взросления. В возрастном периоде от 2 месяцев до 4 лет дети производят на 66 вокализаций больше с каждый годом.

Но был выявлен и еще один фактор, который, возможно, и отвечает на вопрос: почему одни начинают болтать рано, а другие - нет. И им оказалась ответная речь взрослых: чем чаще дети ее слышали, тем раньше и лучше начинали говорить сами. 

Если в цифрах, то на каждые 100 звуков от взрослых, услышанных ребенком в течение часа, он издавал на 27 звуков больше. Плюс еще около 16 звуков с каждым годом развития ребенка.

Исследование не объясняет, на чем держится эта взаимосвязь. Либо на том, что дети, которые лучше говорят, так или иначе “вынуждают” взрослых больше говорить с ними. Либо в среде, где все взрослые много разговаривают, ребенок автоматически начинает говорить лучше, то есть здесь уже они волей-неволей ускоряют развитие его речи.

Так или иначе, совершенно точно то, что много разговаривая даже с самыми маленькими детьми, вы растите себе и собеседника, и человека с развитой речью.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube