Пол ребенка, социально-экономический статус родителей и даже многоязычие в семье не являются ускорителями этого процесса
Вопрос, почему у одних малышей формируется связная и развитая речь в 2-3 года, а другие до четырех говорят отдельными фразами, интересует, наверное, почти всех родителей. Зачастую замедленное развитие речи ребенка списывается на недостаточность образования родителей или их “не ту” обеспеченность и статус. Есть также версия, что мальчики начинают говорить позже и хуже, чем девочки, потому что у них в принципе развитие происходит медленнее. Исследования же доказывают, что ни один из этих факторов не оказывает решающего воздействия на количество звуков, которое ребенок издает каждый день, сообщает ScienceAlert.
На протяжении нескольких лет психолог Элика Бергельсон из Гарвардского университета вместе с коллегами проводили исследования, чтобы ответить на вопрос, что же влияет на скорость, с которой дети учатся говорить. Они использовали уникальный, межкультурный и разнообразный набор данных: был записан 1001 ребенок в возрасте от 2 месяцев до 4 лет, из 12 стран на шести континентах, живущие в городах и селах.
На детей разного возраста и разных стадий развития надевались записывающие устройства, в результате чего было собрано более чем 40 000 часов записей. Затем Бергельсон и ее коллеги тестировали факторы, которые могут влиять на то, как часто и как рано ребенок лепечет или произносит слоги, слова или предложения.
Главным удивлением по результатам этой большой работы стало отсутствие связи между развитием речи детей и их полом, социально-экономическим статусом и воздействием нескольких языков.
При этом было подтверждено негативное воздействие на скорость освоения речи таких клинических факторов как преждевременные роды или дислексия - специфическое расстройство способности к обучению. Например, дети с дислексией произносили за час на 20 вокализаций меньше по сравнению со своими сверстниками. И каждый год этот разрыв увеличивался примерно на 8 вокализаций в час.
Не стало открытием для ученых и подтверждение влияния возраста на речь, поскольку это логически следует из развития когнитивных способностей ребенка по мере его взросления. В возрастном периоде от 2 месяцев до 4 лет дети производят на 66 вокализаций больше с каждый годом.
Но был выявлен и еще один фактор, который, возможно, и отвечает на вопрос: почему одни начинают болтать рано, а другие - нет. И им оказалась ответная речь взрослых: чем чаще дети ее слышали, тем раньше и лучше начинали говорить сами.
Если в цифрах, то на каждые 100 звуков от взрослых, услышанных ребенком в течение часа, он издавал на 27 звуков больше. Плюс еще около 16 звуков с каждым годом развития ребенка.
Исследование не объясняет, на чем держится эта взаимосвязь. Либо на том, что дети, которые лучше говорят, так или иначе “вынуждают” взрослых больше говорить с ними. Либо в среде, где все взрослые много разговаривают, ребенок автоматически начинает говорить лучше, то есть здесь уже они волей-неволей ускоряют развитие его речи.
Так или иначе, совершенно точно то, что много разговаривая даже с самыми маленькими детьми, вы растите себе и собеседника, и человека с развитой речью.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.