Нет, вы не чокнулись: голоса в голове действительно есть

Читати українською

То, что мы считаем галлюцинацией, является попыткой мозга упорядочить хаос окружающего мира

Читати українською
мужчина, лес слушает
Мы можем слышать то, чего нет, из-за неправильного восприятия реальных звуков

То, что мы считаем галлюцинацией, является попыткой мозга упорядочить хаос окружающего мира

Иногда наш слух может преподносить щекочущие нервы сюрпризы, особенно эффектные в лесу. Когда на фоне шума деревьев вдруг кто-то окликает тебя по имени, хотя это никак невозможно, получаются будоражащие ощущения. А вслед за ними и печальные мысли вроде “а я сошла с ума, какая досада!”

На самом деле, когда кто-то что-то говорит, хотя никто не говорит ничего, это вовсе не признак психического расстройства. Этот феномен называется слуховая парейдолия, и столкнуться с ней может каждый. Кстати, чаще встречается визуальная, когда мы видим человеческие лица или формы на неодушевленных предметах - например, на Луне или в случайной груде камней, сообщает Live Science.

Ошибочный образ на фоне газонокосилки

В целом, парейдолия  — это явление мозга, при котором человек видит или слышит что-то значимое в случайном образе или образце. Само слово происходит от греческого слова para, означающего что-то ошибочное и неправильное, и существительного eidōlon - образ, форма или очертание.

При слуховой парейдолии человек воспринимает случайные звуки как определенные или как шаблоны звуков, например, речь или музыку на фоне самых разных шумов. Среди источников шума, которые могут стать объектами парейдолии:

  • естественные звуки природы -  шум волн, ветра, леса или дождя,
  • белый шум и другие фоновые звуки. Белый шум - это звук, состоящий из всех частот в аудиодиапазоне с одинаковой интенсивностью. Фоновыми звуками могут быть шум автомобилей, вентилятора или кондиционера,
  • звуки работающих механизмов - электрические приборы, моторы, насосы, косилки,
  • человеческая речь - особенно если она нечеткая или приглушенная, может восприниматься как что-то другое, вызывая слуховую парейдолию.
Можно не слышать, что тебе говорят, а можно услышать то, чего не было.
Можно не слышать, что тебе говорят, а можно услышать то, чего не было.

При этом она не считается разновидностью слуховой галлюцинации, которая возникает на ровном месте, в отсутствие какого-либо внешнего раздражителя. Это явление возникает уже при определенных психических состояниях, например, шизофрении, биполярном расстройстве или ПТСР

Не бойтесь, это мозг ищет смысл

О слуховой парейдолии ученые знают меньше, чем о визуальной, во многом из-за того, что триггеры, заставляющие слышать звуки, не так предсказуемы и постоянны. Но природа ее возникновения во многом объясняется специфическими особенностями работы мозга.

«Представьте, что ваш мозг имеет большую базу данных шаблонов. Все слова, которые вы знаете и которые вы когда-либо слышали в своей жизни, находятся там. Мозг выбирает то, что, по его мнению, является лучшим шаблоном, хотя этот шаблон может быть вообще неверным”, - отмечает аудиолог и генеральный директор Центра помощи при потере слуха Нил Бауман.

А вот бесшумные голоса в голове - повод обратиться за помощью.
А вот бесшумные голоса в голове - повод обратиться за помощью.

Ученые считают, что таким образом мозг пытается осмыслить и найти закономерности в окружающем мире, то есть как-то упорядочить его. По своей природе он стремится находить шаблоны и смысл в окружающей информации - именно это помогает нам быстро обрабатывать ее и понимать мир вокруг нас. И когда мы слышим звуки, наш мозг автоматически ищет в них знакомые шаблоны или структуры, даже если их там нет. 

Возможно, слуховая парейдолия является побочным продуктом эволюции, в ходе которой развивались механизмы восприятия, помогающие выживанию. И среди них - способность быстро распознавать шаблоны или опасности в окружающей среде на слух.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.