Художник Джон Бонафеде подал в суд почти через 14 лет после случившегося
Художник-перформер Джон Бонафеде, работавший обнаженным в ретроспективе шоу-представления сербской художницы Марины Абрамович, подал в суд на Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА) по обвинениям в сексуальном насилии. По его словам, чиновники не приняли корректирующие меры после того, как несколько посетителей ощупали его во время обнаженной ретроспективы перформанса 2010 года. Иск подается почти через 14 лет после выставки.
В своем иске Джон Бонафеде утверждает, что испытал сексуальное насилие от семи разных лиц, которые посещали выставку, и что это произошло пять раз именно в МоМА - во время шестинедельного ее показа, пишет The Guardian.
Художник также утверждает, что нападения всегда совершались пожилыми мужчинами и происходили по "страшно схожей" схеме, во время которых вероятные преступники поворачивались к нему лицом, прежде чем касаться его половых органов.
Хотя Бонафеде утверждает, что не сообщал о первом инциденте из-за шока, он говорит, что рассказал охране и менеджеру музея о последующих нападениях. Якобы он сообщил охране MoMA о четырех лицах, которых выставили из галереи. Но пятый акт притязаний охранники якобы просто наблюдали, ничего не делая, говорится в иске.
В иске утверждается, что музей "знал о продолжающихся сексуальных насилиях против многих своих работников-исполнителей на выставке, но он намеренно и по халатности не принял меры, чтобы предотвратить повторение нападений".
Обвинения были поданы на этой неделе в Верховный суд Нью-Йорка. Бонафеде требует компенсации за эмоциональные страдания, срыв карьеры, унижение и другие убытки. Бонафеде настаивает на рассмотрении дела в суде присяжных.
Согласно судебным документам, одним из подозреваемых преступников был корпоративным членом MoMA, членство которого было аннулировано. Но Бонафеде утверждает, что музей не раскрыл ему напавших на него лиц, что помешало ему предъявить им обвинения.
Во время показа музей опубликовал заявление, отвечая на сообщение прессы о том, что к моделям приставали. В нем говорилось: "Мы хорошо осознаем проблемы, связанные с присутствием обнаженных исполнителей в галерее. Любой посетитель, ненадлежащим образом затрагивающий или мешающий любому из исполнителей, сопровождается из музея охраной MoMA".
Спикер MoMA не сразу ответил на запросы относительно комментариев об иске. Госпожа Абрамович также никак не комментирует эту ситуацию, хотя на нее, как известно, в суд не подавали.
50-летний господин Бонафеде – художник-перформер, представляющий свои работы на небольших площадках Нью-Йорка. Он также изучает живопись Тибета и помог основать некоммерческую организацию для детей в Восточном Тибете.
Работа Imponderabilia или "Случайные факторы" впервые была поставлена в 1977 году, а затем в 2010 и 2012 годах, а также в 2020 году - в ретроспективе работ Абрамович в Королевской академии искусств в Великобритании.
Она требовала от двух обнаженных исполнителей стоять лицом к лицу в дверях на расстоянии 45 см друг от друга больше часа. В это же время посетители галереи должны были протискиваться между ними, чтобы попасть внутрь.
Таким образом автор провокационного перформанса пыталась вызвать неудобство среди посетителей, демонстрируя современному обществу, насколько далеко оно от собственной природы и первопричины - человеческой обнаженности. В общем, несмотря на сексуализированные художественные средства, сам перформанс - не об эротике, а об общественных клише и чувствах стыда, связанных с чувством вины. Он является одной из самых известных работ госпожи Абрамович с 1970-х годов.
Ретроспектива 2010 стала одной из наиболее определяющих музейных выставок в новейшей истории. Она фактически легитимировала перформанс в мире искусства и превратила сербскую художницу в мировую знаменитость. Подготовка к выставке показана в документальном фильме "Марина Абрамович: Художник присутствует".
Однако выставка стала слишком утомительной для многих исполнителей. Некоторые участники сообщили об обмороках в галереях, и позже музей сократил их график, чтобы предотвратить истощение. Другие жаловались, что гости неуместно прикасались к их телам и делали грубые замечания относительно их внешнего вида.
/TRACES/
— RobertART (@EnduringRob) July 9, 2022
# 051
In "Imponderabilia" (reenacted in 2010) two performers of opposite sexes, both completely nude, stand in a narrow doorway. The public must squeeze between them in order to pass, and in doing so choose which one of them to face.@ArtistisPresent pic.twitter.com/GJE0koPUPS
Марина Абрамович впервые поставила Imponderabilia в 1977 году со своим любовником и коллегой Улаем. Недавно она представила произведение искусства во время ретроспективы в Королевской академии искусств в Лондоне, где его поставили с некоторыми незначительными изменениями и сменили состав из 37 исполнителей. Если посетителям было неудобно проходить между обнаженными мужчиной и женщиной, им разрешали пройти через другой вход и пропустить этот опыт.
Госпожа Абрамович рассказала The New York Times, что она провела "миллионы встреч" с Королевской академией, идя на компромисс, чтобы можно было поставить Imponderabilia снова. Она сказала, что изменения вызвали у нее чувство конфликта по поводу модификации ее работ.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.