Мы не платим за сообщения, так в чем же подвох
Даже самые скучные сообщения в WhatsApp будут зашифрованы по умолчанию и для этого будут использованы мощные компьютерные серверы приложения, размещённые в различных центрах обработки данных по всему миру. Это недешевая операция, но нам не нужно тратить деньги, чтобы воспользоваться ею. Так как же WhatsApp и другие платформы зарабатывают деньги?
За WhatsApp стоит крупная материнская компания - Meta, которой также принадлежат Facebook и Instagram, пишет BBC. Индивидуальные, личные аккаунты WhatsApp бесплатны, потому что WhatsApp зарабатывает на корпоративных клиентах. С прошлого года компании получили возможность бесплатно создавать каналы в WhatsApp, чтобы передавать сообщения, которые смогут прочитать все, кто решит подписаться.
Но за что они платят дополнительную плату, так это за доступ к взаимодействию с отдельными клиентами через приложение, как в разговорном, так и в транзакционном формате Например, в индийском городе Бангалор вы уже можете купить билет на автобус и выбрать место - и все это через WhatsApp.
"Если мы все сделаем правильно, наше видение состоит в том, что бизнес и клиент должны иметь возможность решать вопросы правильно в чате", - пояснила Никила Шринивасан, вице-президент по бизнес-сообщениям в Meta. "Это означает, что если вы хотите забронировать билет, если вы хотите инициировать возврат, если вы хотите произвести оплату, вы должны иметь возможность сделать это, не оставляя чат. А затем просто вернуться ко всем другим разговорам в вашей жизни".
Компании теперь также могут выбрать оплату за ссылку, запускающую новый чат WhatsApp прямо с онлайн - рекламы на Facebook или Instagram в личный аккаунт. Никила рассказала, что это само по себе теперь стоит "несколько миллиардов долларов" для технологического гиганта.
Другие приложения для обмена сообщениями пошли по другим путям. К примеру, Signal, платформа, известная своими протоколами безопасности сообщений, ставших отраслевым стандартом, является некоммерческой организацией. Она заявляет, что никогда не брала денег у инвесторов (в отличие от полагающегося на них приложения Telegram). Вместо этого он работает на пожертвование, в том числе на вливание 50 млн долларов от Брайана Эктона, одного из соучредителей WhatsApp, в 2018 году.
"Наша цель - максимально приблизиться к полной поддержке со стороны небольших спонсоров, полагаясь на большое количество скромных пожертвований от людей, которым небезразличен Signal", - написала в прошлом году в своем блоге президент компании Мередит Виттакер.
А Discord, приложение для обмена сообщениями, в большинстве своем использующие молодые геймеры, имеет модель freemium - регистрация бесплатная, но дополнительные функции, включая доступ к играм, имеют ценник. Он также предлагает платное членство под названием Nitro с преимуществами, включая высококачественную потоковую передачу видео и пользовательские эмодзи, за ежемесячную подписку в размере 9,99 долларов.
Snap, фирма, стоящая за Snapchat, объединяет несколько этих моделей. Она размещает рекламу, имеет 11 миллионов платных подписчиков (на август 2024 года), а также продает очки дополненной реальности под названием Snapchat Spectacles. И у него есть еще один козырь в рукаве - по данным сайта Forbes, в период с 2016 по 2023 год фирма заработала почти $300 млн. только на процентах. Но основным источником дохода Snap является реклама, которая приносит более 4 млрд долларов в год.
А вот британская фирма Element взимает плату с правительств и крупных организаций за использование своей защищенной системы обмена сообщениями. Ее клиенты используют ее технологию, но запускают ее сами, на своих частных серверах.
"10-летняя фирма имеет двузначный миллионный доход и близка к доходности", - сказал соучредитель Element Мэтью Ходжсон.
Он считает, что самой популярной бизнес - моделью для приложений обмена сообщениями остается извечный фаворит цифровой индустрии - реклама.
"По сути, [многие платформы обмена сообщениями] продают рекламу, отслеживая, что делают люди, с кем они общаются, а затем показывая им лучшую рекламу", - добавил он.
Идея заключается в том, что даже при наличии шифрования и анонимности приложениям не нужно видеть фактическое содержание отправляемых сообщений, чтобы составить представление о своих пользователях, а затем они могут использовать эти данные для продажи рекламы.
"Это старая история: если вы пользователь и не платите, то, вероятнее всего, вы являетесь продуктом", - объяснил Ходжсон.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.