Современные социологи сделали вывод на основе древней философии
"Лакмусовая бумага" - это современный моральный мем, который якобы показывает, насколько человек руководствуется моралью в своих будничных поступках. Оказывается, рассматривать как таковой можно тот факт, возвращает ли покупатель тележку из супермаркета на место после ее использования, или оставляет где-нибудь. Что на самом деле говорит о человеке эта черта, давайте разбираться.
Начнем с того, что оставить свою корзинку не является незаконным, а вернуть - желательным. Впрочем, никто не накажет вас за то, что вы не вернули корзину. Но считается, что вы все же должны вернуть ее, потому что это правильно, говорится в публикации BigThink. Однако, если за вами никто не будет наблюдать, станете ли вы это делать.
Есть два пути, по которым можно пойти. Сравним идеи афинского эрудита Платона с идеями Эмиля Дюркгейма о социализации и педагогическом конструировании личности. Основной вопрос состоит в том, есть ли у человека какой-то внутренний моральный компас. И если он есть, то насколько силен. Как бы вы ни называли его – совестью, моральным законом, супер-эго или внутренним голосом, суть одна: мы все имеем внутри себя нечто, что желает, чтобы мы совершали правильные поступки.
В "Республике" Платона метафорой была марионетка и ниточки к ней. По Платону, мы все являемся "марионетками богов", а нити, за которые нас тянут, - это наши разнообразные импульсы, потребности, желания и влечения внутри нас. Но не все нити одинаковы.
"Железные струны" - это наши базовые эмоции и влечения, такие как удовольствие, боль, страх и вожделение. "Золотая струна" – это наш логисмос, или самообладание. Это блестящая "струна" внутри каждого из нас, которая склоняет наши действия к добру. Для Платона хороший гражданин – это тот, кто владеет самообладанием. Эти граждане испытывают все те же внутренние трудности и конфликты, что и все, но их ведет за собой мораль. Нам всем лень возвращать тележку, но мораль диктует другие действия.
Теория марионеток Платона вписывается в его более широкую концепцию "доброго общества". Платон подробно рассказывает о том, как разные части общества должны выполнять свои разные, уникальные роли наилучшим способом для того, чтобы общество процветало. Но независимо от того, вы солдат, священник, торговец или монарх, вам нужна одна и та же универсальная добродетель: самообладание. Вы должны жить по принципу "золотой струны".
В своей "Республике" Платон много говорил о важности образования. Граждан следует учить, что такое добро и зло. Следует моделировать и поощрять добродетели. Эта мысль педагогического конструирования была ключевой для большей части социологии XX века.
Французский философ Дюркгейм был одним из первых современных мыслителей, обративших внимание на то, насколько важен этап социализации для развития ребенка. Ребенок рождается морально чистым и не знает, что хорошо, а что плохо. Поэтому его нужно побуждать к общественной версии правильного и неправильного. Школы, учебные программы и образовательные системы должны превратить индивида в нравственное существо. Между тем, другие мыслители указывали на коварный эффект такой социализации. Мол, образование для одного человека – это промывание мозгов для другого, и между обучением и индоктринацией существует тонкая грань.
Представим себе покупателя, не возвращающего тележку для покупок. Он отбрасывает тележку в сторону с невозмутимым видом неблагодарного человека, которому нужно куда-то бежать. С точки зрения Дюркгейма этим людям просто не привили правильных добродетелей и не научили правильным нормам. Их "золотая струна" была недостаточно отполирована. О выборе самой личности, которая решает не отдавать должное нормам воспитания или позывам совести, речь не идет.
Конечно, основной недостаток "лакмусовой бумаги" под названием "корзина для покупок" заключается в том, что одно микроповедение не может списать со счетов целую человеческую личность. Один миг небрежности или невнимательности не делает человека плохим. Вполне возможно, и даже вероятно, что человек, оставивший где-то свою корзину для покупок, при этом является любящим отцом, поддерживающим соседом или щедрым другом.
И все же небрежность такого уровня является микротестом на нравственные качества, но не одного отдельного человека, а общества, считают социологи. Так, во время Чемпионата мира по футболу 2022 года мир поразился тем, как некоторые японские болельщики остались после игры, чтобы помочь убрать за собой. Это был простой поступок, который, казалось, сделал всеобщее заявление о целом обществе.
Так же и с тележками для покупок. Если вы отправитесь в некоторые страны, вы можете увидеть тележки для покупок, разбросанные по всей парковке, в других странах они даже оказываются в канавах и на детских площадках. Есть и такие страны, где тележки аккуратно возвращают на место.
Возникает вопрос, люди везде одинаковые, так почему же их поступки такие разные. Потому что разными являются общества. А значит тест "тележка для покупок", рассказывает нам о моральных ориентирах целого сообщества.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.