Самураи умирали совсем не так, как все думали: расшифрованы древние японские тексты

Четыре недавно переведенных текста проливают свет на то, как самураи совершали ритуал смерти

Самурай, Япония, ученые, история, обычаи, ритуал, традиция
Речь о ритуале, в котором один самурай обычно отрубал голову другому

Ученые перевели на английский язык старинные японские тексты так называемых тайных учений самураев. Это раскрыло традицию ритуального обезглавливания провинившихся воинов. Ученые расшифровали четыре таких текста. В них говорится о ритуальной смерти сэппуку, пишет LiveScience. Во время этого страшного обряда один самурай обычно отрубал голову другому. В то время как самураев часто изображают как воинов, способных нанести себе удар ножом в живот, на самом деле это редко случалось в период Эдо (1603–1868 годы).

самураи 1
Первый из четырех переведенных текстов под названием «Внутренние тайны сэппуку» датируется XVII веком

Интересно, что автор перевода имеет сан - дан – черный пояс третьей степени с кобудо и перевел много японских текстов о боевых искусствах. Во введении он отмечает, что слово "кайсяку" или «второй» означает лицо, которому поручено помогать в церемонии и часто выполнять обезглавления. Все четыре текста были написаны, чтобы давать указания кайсяку.

Документ содержит тайные учения, которые обычно излагаются лишь устно, но они были записаны, чтобы эти уроки не были забыты, и самураи могли быть подготовлены. Об этом написал самурай Мизусима Юкинари, который жил между 1607 и 1697 годами, когда сёгун фактически правил Японией. Хотя император формально был правителем Японии, сёгун по факту удерживал политический контроль над страной. 

Справка. Сёгун – высшая военная должность в домодерной Японии, глава самурайского правительства. В чём разница между сэппуку и харакири? Это одно и то же. Просто «харакири» – это разговорный, а «сэппуку» – письменный термин.

Что в этих текстах

Тексты описывали церемонию, показывая, как она менялась в зависимости от ранга самурая, и в каких преступлениях они считались виновными. В текстах отмечается, что было жизненно важно, чтобы те, кто выполняет обезглавливание, делали это правильно, отмечая, что одна ошибка могла повлечь за собой большой позор.

«Важно посмотреть сначала в глаза, а затем на ноги человека, который собирается умереть... Если вы не сделаете этого из-за личной связи с осужденным, это будет доказательством того, что вы потеряли боевую выдержку, и накличете на себя вечный позор», – говорится в одном из текстов «Тайных традиций сэппуку», написанном в 1840 году самураем по имени Кудо Юкихиро.

Несмотря на то, что церемония очень разнообразная, многие ее версии предусматривали подачу осужденному рисового вина – сакэ – перед тем, как на тарелке принесут нож. Хотя осужденные могли вонзить в себя нож, обычно они этого не делали. В свою очередь голову отрубал кайсяку. Период, когда были написаны два текста, был периодом относительного мира в Японии, и самураи не всегда были такими искусными во владении кинжалами, как в прежние времена.

До этого, когда самураи разрезали желудок во время сэппуку, они делали это сложным способом, вырезая в собственном животе крест, прежде чем вынуть нож и положить его себе на правое колено. Низкий уровень мастерства самураев в период Эдо усложнял выполнение этой процедуры. Так, церемония очень отличалась в зависимости от того, кого казнили, и периода времени, когда она происходила. 

Более статусных самураев убивали в новых нарядах.
Более статусных самураев убивали в новых нарядах

Статус имел значение

Ранг человека часто диктовал способ проведения церемонии. Если среди осужденных были лорды и высокопоставленные самураи, им был предоставлен высокий уровень обращения. Самурай, решивший покончить с собой после смерти своего хозяина, также получал самый высокий уровень обращения. Людям на высшем уровне был предоставлен определенный выбор относительно того, как они хотят проводить церемонию, а проводившие ее часто были наивысшего ранга и носили новый комисимо – официальный наряд самураев.

К обезглавленным головам самураев высокого ранга, вероятно, тоже относились лучше после смерти, чем к головам воинов низшего уровня. В тексте Юкихиро описывает, как для казней высокого уровня волосы обезглавленной головы после отрубания ароматизировали и заворачивали в белую ткань, помещая в коробку.

Те самураи, которые имели низкий ранг и считались совершившими тяжкие преступления, получали иондан – осужденных связывали и отрубали им головы, а затем бросали в яму. Историки пришли к выводу, что не все статусные самураи также получали возможность умереть «достойно» по разным причинам. Вероятно, не все они могли организовать упорядоченную церемонию с выпиванием сакэ или ароматизацией волос после смерти.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube