Поведение касаток вызвало в Интернете появление мемов о коммунистическом восстании против сверхбогатых
Ученые, изучающие китов, наконец-то объяснили загадочный рост количества "нападений" касаток на лодки. В ноябре 2023 года в Гибралтарском проливе касатки потопили польскую яхту, о чем Информатор уже писал. С 2020 года, когда впервые зафиксировали такое поведение, сообщалось о более чем 600 нападениях. Недавно ученые опубликовали отчет о росте количества касаток, таранящих лодки у Пиренейского полуострова, пишет IFLScience.
С 2020 года небольшая группа касаток у Пиренейского полуострова, так называемые иберийские косатки, взаимодействовала с судами у берегов Марокко, Испании и Португалии не менее 673 раз - гораздо больше, чем в предыдущие годы. Эти взаимодействия, как правило, не заканчиваются хорошо для судов, поскольку таранное поведение в основном направлено на парусники средней длины. Как правило, они менее 12 метров, и у них лопастные рули.
Такая эскалация наблюдается и в южной популяции касаток в США, где млекопитающие играют с морскими свиньями в гавани, по сути, убивая их. Обеспокоенные безопасностью судов и китов, находящихся под угрозой исчезновения, правительства Испании и Португалии заказали отчет о поведении касаток, который, наконец-то, обнародовали. Отчет – результат семинара между биологами и чиновниками – объясняет поведение китов и предлагает советы.
Хотя поведение касаток вызвало в Интернете мемы о "коммунистическом восстании против сверхбогатых", в отчете подчеркивается, что это поведение даже не агрессивно. На самом деле, поведение, скорее всего, игривое и является результатом того, что у касаток появилось чуть больше свободного времени.
"В свете имеющихся наблюдений и отчетов о взаимодействии (...) семинар пришел к выводу, что нет никаких доказательств того, что взаимодействие между иберийскими касатками и судами является агрессивным со стороны китов", - написала команда в отчете.
Такое поведение имеет больше общего с прихотями, наблюдаемыми в других местах, и, похоже, связано с игрой или общением. Оно, возможно, поощряется недавним увеличением численности и сокращением времени на добычу, необходимую для питания. А также уменьшением негативных взаимодействий с рыболовством, пришли к выводу в комиссии. Ведь касатки часто демонстрируют тенденции к новому поведению, которое время от времени приобретает новые формы. Некоторые популяции даже могут развивать необычные и временные поведенческие "капризы", без особой цели, добавили ученые.
В 1987 году, например, в группе касаток на северо-востоке Тихого океана одна самка принялась носить на носу мертвого лосося. Такое поведение распространялось в течение следующих 5-6 недель, и к концу этого периода касатки из ее собственной и двух других стай носили "шляпы" из мертвого лосося. Потом, неожиданно, эта блажь закончилась. За исключением нескольких случаев следующим летом и его кратким возрождением в 2008 году.
Самцы же в другой группе китов время от времени проходят через периоды "ритуального тарана или столкновения головами", причем это поведение исчезает и появляется снова даже спустя десятилетия.
Понимание того, что поведение китов не является агрессивным, поможет снизить потенциально опасные взаимодействия. Попытки отпугнуть китов - хотя они также незаконны из-за того, что киты находятся под угрозой исчезновения - вероятно, усиливают их поведение и повышают риск повреждения лодок.
Ученые предложили несколько способов снизить взаимодействие с животными. По сути, этого можно добиться, сделав лодки менее интересными для китов. Группа китов десятилетиями плавала у малых рыболовных судов в Марокко без таких опасных взаимодействий, возможно потому, что их рули им были неинтересны.
Руль планируют модифицировать, чтобы сделать его абразивным или неровным. Это не повредит китам, и сможет сделать суда неинтересными для них. Испытания этого метода пройдут летом.
"Отходите от китов как можно быстрее, по крайней мере, на 2-3 км от места, где вы их встретили, или к побережью, или к месту, где спасение может быть ускорено. Это не гарантирует прекращения взаимодействия или предотвращения повреждений, но может уменьшить их вероятность. Моряки должны предупреждать власть, как только начинается столкновение, что поможет сократить время реагирования на спасение в случае необходимости", - добавили в сообщении.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.