В Минздраве уверяют: информация в цифровом виде более защищена, чем хранящаяся на бумажных носителях в медицинских учреждениях.
В условиях войны и повышенной угрозы кибератак со стороны врага соблюдение требований безопасности к хранению электронной информации является очень важным. И этот вопрос, естественно, волнует пациентов. Электронная система здравоохранения (ЭСОЗ), содержащая медицинские и персональные данные пациентов, состоит из центральной базы данных (ЦБД) и медицинских информационных систем (МИС). ЦБД принадлежит государству в лице Национальной службы здоровья Украины. В то время как МИС – это программное обеспечение, через которое медицинские учреждения могут хранить данные у себя в цифровом виде и передавать необходимую информацию в ЦБД.
Сейчас ведется работа над разработкой и внедрением личного кабинета пациента, который позволит обеспечить доступ всех пациентов к собственным данным, содержащимся в центральной базе данных ЭСОЗ, сообщает пресс-служба НСЗУ.
Это персональные данные, предоставленные при регистрации. В частности, в электронную систему вносятся: фамилия, имя, отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактные данные, информация об избранном методе аутентификации и т.д.
После внесения данных пациент проверяет в них отсутствие ошибок. Если ошибок нет – врач накладывает на созданный в ЭСОЗ запрос свою электронную подпись. Следовательно, запрос попадает в центральную базу данных и получает уникальный идентификатор пациента в системе.
Это не требуется, но рекомендуется. Ведь номер телефона – один из наиболее удобных способов проверки "подлинности" пациента в ЭСОЗ. На номер, указанный в Реестре пациентов, поступают CМС-сообщения от “E-health” с номером е-направлений, с номером больничного, е-рецептов и кодов их погашения. То есть номер телефона является удобным каналом в получении уведомлений от ЭСОЗ.
Кроме того, при наличии номера телефона пациент сможет узнать о вмешательстве в свои медицинские данные. Если кто-то захочет получить доступ к данным пациента, то без 4-значного кода по СМС такой доступ не будет выдан. Или если кто-то создаст пациенту е-направление, то система оперативно его об этом сообщит.
Номер телефона ребенка указывать не следует. Для лиц, не достигших 14 лет, доступен только метод аутентификации по уникальной записи законного представителя - матери или отца в ЭСОЗ.
Но зарегистрировать на один номер телефона всю семью нельзя, ведь номер телефона – один из методов подтверждения действий каждого пациента в ЭСОЗ, который указывается в Реестре пациентов.
Получить информацию, внесенную о нем в центральную базу данных ЭСОЗ, можно через:
Доступ к этой информации предоставляется исключительно идентифицированным и аутентифицированным врачам. Только на входе в систему пользователи проходят двухфакторную авторизацию: через установленную МИС и непосредственно перед входом в ЭСОЗ, на уровне которого и определяются права доступа пользователя.
Доступ к данным о пациенте с его согласия имеет семейный врач (терапевт, педиатр), с которым пациент заключил декларацию. В свою очередь врачи-специалисты могут получить доступ только в случае направления семейного врача или другого врача-специалиста. Доступ к другим данным врачами-специалистами осуществляется с согласия пациента.
Ни медицинские информационные системы, ни работники других институтов не имеют доступа к данным о пациенте.
Персональные и медицинские данные пациентов, определенные законодательством, хранятся на уровне центральной базы данных ЭСОЗ - она является совокупностью реестров данных. Так, во время каждого визита пациента врач осуществляет синхронизацию и отправку данных в ЭСОЗ, удостоверяя это действие собственной квалифицированной электронной подписью.
Дополнительно в системе действует принцип отдельного хранения персональных и медицинских данных пациента, что существенно снижает риск утечки персонифицированных данных.
Данные, которые вносятся через МИС и хранятся в центральной базе данных ЭСОЗ – синхронизируются. Однако синхронизируются не все данные, которые вносится в медицинское учреждение. Медицинские информационные системы могут хранить локально отдельные данные, которыми пользуется только учреждение здравоохранения, и которые не хранятся в ЭСОЗ. Поэтому при переходе из одной МИС в другую эти данные не подтягиваются автоматически. Следовательно, нужно обратиться в МИС для синхронизации локальной базы данных.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.