Их всех отправили на казнь: теперь понятно, куда исчезли носы древних статуй

Читати українською

Ученых не оставляет в покое вопрос, почему же так много древнеримских и греческих статуй не имеют носа.

Читати українською
Ученые, Рим, Италия, Греция, культура, история, статуи, музеи
Отрезание носа в древнем мире имело место и в реальной жизни, так наказывали за измену.

Ученых не оставляет в покое вопрос, почему же так много древнеримских и греческих статуй не имеют носа.

Вот вам и расцвет культуры! Ученые рассказали об ужасающих пытках и увечьях в древнем мире, отразившихся на статуях эпохи римлян и греков. Волосы встают дыбом (эмпатам читать с осторожностью). По данным одной лондонской клиники косметической хирургии, примерно 9 % людей имеют римский нос, а еще 3 % – греческий. Мы не будем рассуждать, откуда взялась эта статистика, но скажем так: если вы принадлежите к этим 12 %, пожалуйста, отдайте нос обратно. Его настоящий владелец по нему тоскует!

Чтобы убедиться в этом, посмотрите на любое римское или греческое изваяние. У него, как правило, нет носа, отмечают авторы публикации IFLScience. Но почему? Если вы когда-нибудь задумывались над этим, то наверняка предполагали, что преобладающая безносость этих старых произведений искусства является неизбежным следствием времени – что их либо стерли 2000-летние изменения погоды, либо же отломал какой-нибудь нелепый вандал или вестгот. И во многих случаях это действительно так.

«Статуи, которые мы видим сегодня в музеях, почти всегда разбиты, изуродованы и повреждены временем и влиянием стихий», – написала в 2019 году автор веб-сайта «Сказки забытых времен» Tales of Times Forgotten Спенсер МакДениел.

Части скульптур, торчащие наружу — такие, как носы, руки, головы и тому подобное, — почти всегда отламываются первыми, объяснила она. Другие части, которые более надежно прикреплены — такие, как ноги и туловище, — как правило, имеют больше шансов остаться невредимыми, уверена ученая.

Это имеет смысл. Носы, как относительно изящные выступы, сидящие почти на максимальной высоте над полом, при опрокидывании статуй сильно и быстро ударяются о землю. И ломаются. Но заканчиваются ли на этом объяснения? А вот и нет.

Кто забрал все носы

Перефразируя Оскара Уайльда: потеря одного носа может расцениваться как несчастье – потеря двух выглядит как халатность. Потеря нескольких тысяч – и люди могут начать думать, что кто-то делает это намеренно. Именно это и произошло со многими древними статуями, о которых мы говорим. Подавляющее большинство носов было намеренно отрезано, говорится в статье 2016 года от Effaced From History.

«Черная базальтовая голова племянника императора Тиберия Германика в Британском музее демонстрирует отрубленный нос, как раз в то время, когда ранние христиане вырезали крест на лбу этого языческого портрета», – отмечается в ней.

Похожая судьба постигла и статую Афродиты в Национальном археологическом музее Афин: нос отсутствует, а на лбу выбит большой крест. Очевидно, по крайней мере, в этих случаях удаление носа было частью ритуального свержения фальшивого идола.

Так почему же именно нос

В ранних цивилизациях, например, у египтян, ответом могла быть вера в то, что статуя олицетворяла определенную «сущность» или «душу» того, кого она представляла – и потому разбить фигуру означало бы буквально низложить человека или божество, которое она изображала. Такое верование могло принимать очень специфические формы: в частности, считалось, что увечье носа «убивает» дух иконы, поскольку теоретически лишает фигуру способности дышать.

Но некоторые из этих безносых римских и греческих статуй происходят из более поздних времен. Так что, вероятно, причина их увечья не была столь эзотерической.

Наказание по доверенности

Подсказка может крыться в древнеримской и греческой системах правосудия – и, в частности, в видах наказаний, которые назначались тем, кого считали виновными. Но древнее иконоборчество – это одно, убеждены историки. Но это бессмысленное ликвидирование старых портретов намекает и на традиции реального увечья лица, которые прослеживаются во всем древнем мире. Это происходило от гомеровской Греции и Персидской империи, классической и эллинистической Греции, республиканского и императорского Рима вплоть до византийского периода.

Как в античном мире, так и позже в Византийской империи, увечье и удаление носа было довольно распространенным наказанием, которое применялось к кому-либо – от прелюбодеев до свергнутых правителей. В Египте даже существовало поселение под названием Риноколоура («Город носов»), куда отправляли в ссылку преступников с отрезанными носами.

Кроме этих реальных примеров, существует бесчисленное множество мифов и легенд, в которых удаление носа рассматривается как наказание или унижение. Эта практика даже играет немаловажную роль в «Одиссее», когда «одного из женихов Пенелопы (живого или мертвого, непонятно) выводят за пределы дворца и отрезают ему нос и уши, а затем гениталии, руки и ноги». Таким образом, исказить статую означало символически наказать фигуру, которую она представляла, и оно отнюдь не ограничивалось только увечьем.

Римоянам и грекам жестокости было – не занимать!
Римлянам и грекам жестокости не занимать!

Зачем было отрубать голову статуи

Сегодня мы имеем гораздо больше бесплотных голов и безголовых тел, чем целых статуй. Это факт. Это становится понятно в любой галерее греческого и римского искусства. И хотя причины этого иногда невинны – падения или давние торговцы, превращавшие один пригодный для продажи артефакт в другой, – многие из них, как и утраченные носы, были целенаправленно удалены, чтобы подорвать авторитет фигуры, которую представляла статуя.

И, похоже, каждая культура в древнем мире делает это, добавляют ученые. Повреждение головы рассматривается как особенно эффективный способ свергнуть власть, то ли правителя, то ли бога, то ли даже любого человека. Итак, хотя многим статуям действительно не хватает носа или головы, рук или гениталий – просто из-за разрушительного влияния времени, во многих случаях это свидетельствует о том, что того, кого когда-то изображала статуя, пережили его враги.

«Наказав» фигуру, те, кто пришел позже, создавали новую философию времени. И если такая концепция кажется вам странной, имейте в виду, что мы делаем это и сегодня, свергая статуи лидеров прошлого. Ведь свержение или повреждение статуй – это расправа над символической копией человека и всем тем, что она олицетворяла. Символическое линчевание, кажется, всё ещё необходимые для перехода от одной эпохи к другой.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.