Новая программа избавила школьников от обязаловки и сделала оценки формальностью
Для тех, кто не любил физкультуру в школе с ее нормативами, брусьями, трехкилометровым кроссом, лазаньем по канату, прыжками (о,ужас воспоминаний!) через козла, сегодняшние уроки кажутся просто мечтой. Когда вместо дурацкого висения на брусьях можно заниматься черлидингом, а отжимания заменить фрисби - что, кажется, может быть лучше? В общем-то и ничего, кроме двух нюансов: во-первых, на практике все выглядит несколько иначе, чем в воображении Министерства образования. Во-вторых, в воюющей стране физическая подготовка молодежи приобретает совсем другую значимость.
О том, как обстоят с ней дела у нынешних подростков, Информатор поговорил с учителем физкультуры из Днепра Александром Черненко (фамилия по его просьбе изменена).
Теперь каждый учитель перед началом четверти формирует программу, выбирая из 68 модулей, то есть видов спорта. Это может быть баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, боевой гопак, бадминтон - что угодно. Теперь нет такого, что все прыгают, метают и бегают в первой четверти, а в третьей играют в футбол или баскетбол. Правда, свободу выбора сильно ограничивают условия, существующие в школе, то есть наличие спортивного инвентаря и оснащенность учебного заведения. Другими словами, нельзя выбрать плавание в отсутствие бассейна или хоккей на траве, когда у тебя ни поля, ни клюшек, ни экипировки.
Поэтому было бы преувеличением говорить, что выбор модулей - это общее решение педагога и учеников, все-таки все упирается в существующие условия.
“Конечно, я у детей спрашиваю, чем бы они хотели заниматься в этой четверти, но вынужден сразу и предупреждать, что выбираем, опираясь на то, что можем, - рассказал Александр Черненко. - Поэтому угодить всем почти невозможно, и, например, девочки, не имея выбора, будут вместе с мальчиками заниматься футболом. Но у нас сейчас гендерное равенство, так что нет мальчиков и девочек. Другое дело, насколько девочкам нравится играть в футбол?”
В программу для каждой четверти включается минимум три модуля, в неделю проходит три урока физкультуры. И на одном уроке может быть сразу три модуля - например, 10 минут баскетбола, 10 - волейбола, остальное - легкая атлетика
К каждому модулю существуют методические рекомендации и критерии оценивания. И если ты пришел на урок - это уже автоматически 5 баллов, взял в руки теннисную ракетку - заработал 2 балла, ударил по мячу - еще 2 балла, сделал комплекс общеразвивающих упражнений - еще прибавляем баллы. Нет такого, как было раньше, когда пробежал кросс, уложившись в нормативное время - и сразу заработал 12 баллов.
Но слово “норматив” не покинуло окончательно уроки физкультуры: для каждого модуля существуют ориентировочные учебные нормативы.
“Вот, например, как оценивается модуль по баскетболу: на 12 баллов нужно сделать ведение мяча, два шага, бросок в кольцо и 5 удачных попыток из 10. Или 5 попаданий из 10 бросков со штрафной линии - это тоже 12 баллов”, - объясняет физрук.
Кстати, кроссы сейчас вообще отменены, в 9-11 классах это 1 километр для девочек, полтора - для мальчиков. И пройти их можно пешком - бежать необязательно, главное, преодолеть дистанцию.
В целом, урок получается игровой, это европейская модель, предполагающая, что ребенок занимается тем, чем ему хочется. А учитель только наблюдает, объясняет, подсказывает, следит.
“Идея хорошая, но под нее нужна материальная база, которой нет, - отмечает Александр. - И если в классе 32 человека захотят играть в бадминтон, ничего не выйдет, потому что где взять 32 ракетки? Поэтому каждый учитель крутится, как может”.
Каждый урок состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная часть. Подготовительная включает в себя разминку - на любом модуле, это комплекс общеразвивающих упражнений, приседания, немного бега. В основной может быть и игра в футбол или баскетбол, и силовые упражнения - знакомые всем взрослым прыжки в длину, отжимания, подтягивания. Заключительная часть - упражнения на релаксацию, но, как правило, ее “съедает” основная часть, которая длится до звонка, поскольку 25 минут на тот же футбол - это ни о чем.
По словам учителя, с одной стороны, разнообразие - это хорошо, дети не любят монотонных занятий, у них нет обязаловки, уроки формируются так, чтобы работали все группы мышц. С другой, это не позволяет добиться результатов, потому что 10 минут на волейбол за один урок - это всего лишь 4,5 часа за всю длинную третью четверть.
“Чему я могу научить детей за такое время? К тому же, то тревога, то света нет, то одну неделю учимся оффлайн, вторую-онлайн. Два года ковида, третий год войны и программа “обо всем и ни о чем” привели к печальным результатам. И дело не только в физкультуре, я же постоянно вожу 10-11 классы на медкомиссии в военкомат и вижу, какая беда у всех этих чемпионов по компьютерным играм с опорно-двигательным аппаратом. Сколиоз - это теперь как прыщи, на это даже внимания не обращают, потому что деформации позвоночника очень сильные и очень разные. И если представить, что нынешним 17-летним когда-нибудь придется идти в армию после вузов, в которых вообще нет никакой физкультуры, я не могу даже представить, что кто-то сможет бегать в бронике - они и без него не очень-то бегают”.
Помимо уроков физкультуры существуют еще вариативные модули - то, что называется внешкольным образованием, то есть бесплатные спортивные кружки, куда дети ходят по желанию и где не ставят оценок. Увы, на них надежды тоже мало - примерно столько же, сколько находится желающих туда ходить.
“Я веду баскетбольную секцию - полтора часа после уроков, без ограничений по возрасту. Но из 700 учеников школы приходит 10 - вот и вся популярность спорта”, - говорит учитель.
Свою роль в этом играет существующая практика спецгрупп, которая стала такой многослойной, что “пригодных” к урокам детей скоро будет меньше, чем непригодных. Это три медицинские группы: первая-основная, вторая - подготовительная, третья - специальная. При этом многие родители, инициирующие получение таких защитных от физкультуры справок, считают, что они вообще освобождают от уроков, говорит педагог. Но заниматься нужно, просто соблюдать ограничения в зависимости от диагноза.
“Родители радуются, что не надо ходить на физкультуру, сменку давать, следить, чтоб не потерял. И, если б можно было, кажется, 90% освободили бы своих детей от нее. Только почему-то мало кого заботит, что ребенок часами скрюченный сидит за компьютером или гаджетом”, - констатирует Александр.
Помимо родителей есть еще один нюанс - в начальной школе первоочередное право преподавать физкультуру имеет классный руководитель. То есть не профессионал, а учитель начальных классов. Он может быть преклонного возраста, иметь лишний вес и хронические болезни и не иметь физической возможности хоть что-то показать детям. Поэтому уроки физкультуры для малышей зачастую просто не проводятся, и в 5 класс приходят дети, которые ничего не умеют, а главное, не хотят.
Так что, как говорит Александр Леонидович, сейчас физкультура в школах - это не физическое воспитание, а “физическое развлечение на разные группы мышц”.
Підписуйтесь на наш Telegram-канал, щоб не пропустити важливих новин. Підписатися на канал у Viber можна тут.