Психолог решила разоблачить Черную пятницу, и вот, что из этого вышло

Эксперт рассказала, как толпа буквально сметает всё на своем пути, случаются и драки

Мозг, дофамин, психология, скидки, деньги, экономия, Чёрная пятница, полезные советы
Все мы любим скидки, скидки, скидки, но даже не из-за экономии, а из-за дофаминовой реакции нашего мозга на них!

Вам может нравиться неделя скидок в ближайшем супермаркете, мега-распродажа из-за ликвидации склада, выгодные "сейлы" на сетевых маркетплейсах или у розничных продавцов, или, наконец, горячие предложения Чёрной пятницы. Независимо от наших покупательских привычек, есть хороший шанс, что нам придётся по душе идея выгодной покупки. Дни и недели до Чёрной пятницы отражают этот лихорадочный аппетит. Время, приближающее нас к Новому году и Рождеству, с их многочисленными подарками и богатыми угощениями, традиционно усиливает этот ажиотаж.

Иногда масштабные распродажи приводят к тому, что толпа буквально сметает все на своём пути. В европейских городах даже происходили случаи, когда приходилось вызывать полицию, чтобы контролировать толпу. Люди путешествовали за многие километры и часами ждали, чтобы получить в свои руки несколько роскошных кастрюль и сковородок со скидкой, пишет ScienceAlert.

Кое-где случались потасовки за товары со скидками. Когда-то в США даже был создан сайт, чтобы регистрировать травмы – и даже смерти – во время слишком горячей поры ежегодного шопинга. Выходит, что товары со скидками, такие как телевизоры, кухонные гаджеты или сумочки, очень ценятся в современном обществе. Похоже, что даже больше, чем здоровье или жизнь. 

Почему люди сходят с ума от скидок

Почему же так происходит в обществах, где у людей уже есть все эти вещи, а то и не по одному экземпляру. При этом они способны вести себя так, будто видят их впервые, словно с непроходящим осознанием того, что от ещё одной сумочки или сандвичницы напрямую зависит всё их будущее?

На самом деле, это частично объясняется химической реакцией в нашем мозгу, говорит профессорка потребительской психологии из Университета Англии Катрин Янссон-Бойд. Эта реакция побуждает купить что-то, когда мы встречаем сниженные цены. Когда мы видим ценник, который воспринимаем как выгодное предложение, часть нашего мозга, отчевающая за удовольствие – так называемое прилежащее ядро ​​– активируется.

Это означает, что люди испытывают высокий уровень удовольствия, когда находят и покупают выгодное предложение. Прилежащее ядро ​​вместе с другими участками мозга, связанными с вознаграждением, также играет немаловажную роль в эмоциональной обработке, главным образом в сочетании с нейромедиатором дофамином.

Скидки как дофаминовая ловушка

Дофамин является нейромедиатором, который помогает контролировать центры вознаграждения и удовольствия в мозге, а также связан с чувством счастья. Когда люди видят фотографии вещей, которые хотят купить, активируется участок мозга с рецепторами дофамина.

Они получают дофаминовый "удар" при покупках, чувствуют себя хорошо и бодро! Совместите это с тем фактом, что дофамин делает людей более импульсивными в принятии решений, и становится легко понять, почему потребители в восторге от скидок.

Азарт охоты

Итак, если потребители хотят испытывать вознаграждение и удовлетворение, то именно розничные продавцы должны обеспечить им их. И они упорно работают для этого, используя разные стратегии, чтобы помочь клиентам получить дофаминовый удар. Понимание психологической основы шопинга – 100% удачи для маркетологов.

Один из инструментов подразумевает предложения покупок, которые доступны только в течение короткого периода времени, чтобы создать дополнительное чувство срочности. Это приносит еще больший уровень адреналина, заставляющий людей чувствовать головокружение от волнения – из-за перспективы получить выгодное соглашение.

Это и есть причина того, почему мы обычно видим продажи, привязанные к определенному дню, неделе или месяцу. Таймер обратного отсчета на сайте имеет такой же эффект, заставляя потребителей чувствовать, что они могут что-то упустить, если не будут действовать немедленно.

Как противостоять дофаминовой ловушке

Хорошая новость состоит в том, что потребители действительно могут противостоять своим биологическим потребностям и сдерживать себя, чтобы не попасть на эти крючки. Но это требует определенного самоконтроля.

  • Столкнувшись с недорогим товаром, не поддавайтесь искушению и мгновенно не покупайте его. Найдите другое время, чтобы принять решение.
  • Если вы физически находитесь в магазине и волнуетесь, что кто-то его купит, возьмите товар с собой и немного походите. Со временем необходимость вашей начальной реакции уменьшится. И когда ажиотаж утихнет, вы, скорее всего, почувствуете себя менее вынужденными покупать его.
  • Такой же принцип действует в Интернете. Остановитесь на мгновение, отойдите от экрана и займитесь чем-то другим на время, чтобы желание торговаться немного уменьшилось.

Каким бы ни был предмет и какой бы большой ни была скидка, вы можете в конце концов понять, что это не так важно для вашей жизни, как ваш мозг решил сначала.

Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube