Чтобы ваш ум с годами не терял остроты, надо учить языки
Может быть, вы слышали, что изучение другого языка является одним из методов предотвращения или, по крайней мере, отсрочки наступления деменции. Деменция означает потерю умственных способностей, и одной из наиболее распространенных ее форм является болезнь Альцгеймера. Пока причины заболевания недостаточно изучены, а значит, не существует доказанных шагов, которые люди могут предпринять, чтобы предотвратить его. Тем не менее, некоторые исследователи предполагают, что изучение иностранного языка может помочь отсрочить наступление болезни, пишет BigThink.
Справка. Деменция (лат. dementia – безумие) – синдром стойкого нарушения когнитивных функций вследствие органического поражения мозга.
Чтобы глубже изучить эту возможность, давайте рассмотрим некоторые распространенные ошибочные представления о деменции и старении мозга. Прежде всего, деменция не является неизбежной частью нормального старения. У большинства пожилых людей не развивается болезнь Альцгеймера или другие формы деменции. Также важно помнить, что деменция – это не то же, что обычная забывчивость.
В любом возрасте мы можем испытывать трудности с поиском нужного слова или с тем, чтобы вспомнить имя человека, с которым только что познакомились. Люди с деменцией испытывают более серьезные проблемы, например, растерянность или потерю ориентации в знакомом месте. Давайте подумаем об этом так: если вы забыли, где припарковали машину в торговом центре, это нормально. Если вы вдруг забыли, как управлять автомобилем, это может быть сигналом о том, что происходит что-то более серьезное.
Идея о том, что деменцию можно предотвратить, основывается на сравнении мозга с мышцами. Когда люди говорят о мозге, они иногда говорят что-то вроде "важно тренировать свой мозг" или "чтобы оставаться умственно здоровым, вы должны давать мозгу тренировки". Хотя это красочные аналогии, на самом деле мозг – это не мышца. В отличие от мышц, мозг всегда активен и работает даже во время отдыха и сна. Кроме того, хотя некоторые мышечные клетки живут всего несколько дней, клетки мозга существуют всю жизнь. Более того, было доказано, что новые клетки мозга создаются на протяжении всей жизни. Поэтому сравнение мозга с мышцами неточное и вводит в заблуждение.
Следовательно, если мозг не является мышцей, можно ли его тренировать. Опять же исследователи не знают наверняка. Сейчас существует много компьютерных, онлайн и мобильных приложений, утверждающих, что способны "тренировать ваш мозг", и они, как правило, задействуют разные когнитивные способности. Но исследования показывают, что хотя такой тип тренировок может улучшить способности к выполнению самих задач, они, похоже, не улучшают другие навыки. Другими словами, тренировка на распознавание букв со временем улучшит ваши навыки распознавания букв, но не обязательно улучшит другие умственные способности. Решение кроссвордов сделает вас только лучшим по кроссвордам.
Лучшим доказательством того, что изучение иностранного языка дает когнитивные преимущества, является исследование с участием тех, кто уже является биллингвом, то есть знает как минимум два языка. Билингвизм чаще всего возникает, когда дети общаются на двух языках либо дома, либо более формально в начальной школе. Но билингвизм, безусловно, встречается и во взрослом возрасте.
Билингвизм и мультилингвизм действительно более распространены, чем вы можете себе представить. Подсчитано, что одноязычных людей в мире меньше, чем двуязычных и многоязычных. Хотя во многих странах большинство жителей говорят только на одном языке – например, Германия и Япония, другие страны имеют несколько официальных языков. Швейцария, например, имеет примерно столько же населения, сколько и Нью-Йорк, а это около восьми миллионов человек, и все же имеет четыре официальных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. В значительной части Африки арабский, суахили, французский и английский часто знают и используют люди, которые дома говорят на другом, местном языке. Следовательно, двуязычие и многоязычие распространены во всем мире. Что касается когнитивных способностей, то исследования тех, кто владеет более чем одним языком, рисуют обнадеживающую картину.
С одной стороны, билингвы превосходят одноноязычных в тестах на выборочное внимание и многозадачность. Выборочное внимание можно измерить с помощью так называемого теста Струпа, в котором люди смотрят на список названий цветов, написанных разными цветами. Задача состоит в том, чтобы назвать цвета, которыми напечатаны слова, а не произнести само слово. Поскольку мы читаем автоматически, может быть сложно проигнорировать слово "синий" и сообщить, что оно напечатано зеленым цветом. Биллингвы лучше выполняют тест Струпа, а также другие тесты на выборочное внимание.
Они также лучше справляются с многозадачностью. Одно из объяснений этого преимущества состоит в том, что носители двух языков постоянно угнетают один из своих языков, и этот процесс угнетения придает общую когнитивную пользу другим видам деятельности. На самом деле, двуязычные люди превосходят своих одноноязычных коллег в различных когнитивных показателях, таких как выполнение задач формирования понятий, выполнение сложных инструкций и переключение на новые инструкции. В то же время доказано, что двуязычные люди имеют меньший словарный запас и дольше восстанавливают слова из памяти по сравнению с одноязычными. Но в долгосрочной перспективе когнитивные и лингвистические преимущества двуязычия значительно превосходят эти проблемы.
Ученые решили, что у билингвов может быть более низкая вероятность заболеть Альцгеймером, чем у одноязычных, или, по крайней мере, более позднее начало этой болезни. Есть тому и подтверждения. Канадскте психологи получили истории 184 человек, которые обращались в клинику памяти. Среди тех, у кого выявили признаки деменции, средний возраст одноязычных пациентов в выборке составлял 71,4 года. Билингвы, напротив, получили свой диагноз в среднем в 75,5 лет. В исследовании такого рода разница в четыре года очень значима и не может быть объяснена другими систематическими различиями между двумя группами.
Отдельное исследование, проведенное в Индии, выявило поразительно схожие результаты: у двуязычных пациентов симптомы деменции развились на 4,5 года позже, чем у одноязычных. Кроме того, исследователи сообщают о других положительных последствиях билингвизма для способностей мозга в дальнейшей жизни, даже если человек выучил язык во взрослом возрасте. Но следует понимать, что положительные преимущества билингвизма действительно получают только те, кто постоянно говорит на обоих языках.
Но какими бы обнадеживающими ни были такие исследования, они все еще не установили, как именно возникают и почему существуют различия между билингвами и одноноязычными. Но даже если изучение иностранного языка не является волшебной панацеей, есть одна вещь, которую она сделает: вы станете лучше разговаривать на иностранном языке. А это дает целый ряд преимуществ, о которых мы знаем.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.