Как понять, что кроссовки пора менять: ответ науки

Бегуны, как правило, меняют обувь по трем основным причинам

Кроссовки и бегун
Изнашиваясь, беговые кроссовки теряют свои амортизационные свойства и хуже поглощают ударные нагрузки

Любой бегун скажет, что нет ничего лучше, чем надеть абсолютно новую пару обуви. Однако ресурс спортивной обуви ограничен. Однажды наступает момент, когда их дальнейшее использование может нанести ущерб здоровью и даже стать опасным. Но как часто бегуны должны выкладывать деньги за следующую пару?

Вместо того чтобы искать универсальный ответ на вопрос, каким количеством километров следует ограничить пробег вашей обуви, лучше рассмотреть индивидуальные признаки, основанные на типе вашей обуви и ее назначении, пишет ScienceAlert. Есть три признака, на которые следует обратить внимание.

Бегуны, как правило, меняют обувь по трем основным причинам:

  • Они считают, что их производительность испытывает негативное влияние.
  • Их обувь вызывает определенный физический дискомфорт, который может привести (или привел) к травме.
  • Обувь больше не удобна и не "чувствуется" так хорошо, как раньше.

Что же говорят факты об этих факторах?

Производительность

Некоторые свойства материала обуви способствуют повышению эффективности бега. Ухудшение этих материалов из-за увеличения пробега может помешать достижению пиковых результатов в день гонки. Это наиболее отчетливо видно в кроссовках с пластиной из углеродного волокна, которые используют современные элитные бегуны для достижения быстрых результатов на шоссейной гонке. Конструктивные особенности, которые, как считается, обеспечивают это, представляют собой сочетание высокоэластичной и упругой пены промежуточной подошвы и встроенной жесткой пластины из углеродного волокна, поддерживающие накопление и возврат энергии. Бегуны обычно "берегут" эту обувь для дня забега и меняют ее после меньшего количества километров по сравнению с обычными кроссовками.

Имеющиеся исследования подтверждают преимущества производительности этой обуви. Однако неизвестно, как долго сохраняются эти преимущества по сравнению с километрами ношения. Насколько известно, есть только одно исследование эффективности бега и износа обуви, но, к сожалению, оно не включало в себя обувь с пластиной из углеродного волокна. Магистерская диссертация Университета Коннектикута в 2020 году исследовала восемь бегунов колледжа, пробежавших более 643 км в обуви Nike Pegasus. Значительное снижение экономичности бега было отмечено на 240 км и оно стало статистически значимым на 320 км. На 160 км понижения не наблюдалось.

Следовательно, если вы гонитесь за личным рекордом, то приведенные выше данные свидетельствуют о том, что для достижения максимальной производительности обувь следует менять где-то между 160 и 240 км. Похоже, что минимизация тренировочных километров в любимых кроссовках для бега, поддержание их "свежими", может способствовать достижению максимальных результатов в день гонки, сравнивая с гонкой в ​​старых кроссовках.

Травма или дискомфорт

Связь между ношением обуви и травмами непонятна и основана на минимальных и часто противоречивых данных. Так, одно исследование показало, что бегуны, изменяющие свою обувь для бега, имеют меньший риск получения травмы, чем бегуны, бегающие только в одной и той же паре обуви в течение 22-недельного периода. Бегуны, которые изменяли обувь в период исследования, накапливали меньше износа в каждой паре обуви.

Это дает некоторую поддержку идее, что скопление очень огромного количества км в кроссовках может увеличить риск получения травмы. К сожалению, точный возраст кроссовок в этом исследовании не сообщался. Однако, судя по описанным характеристикам бега, пользователи одной пары обуви в среднем пробежали в своей обуви 320 км (с поправкой на небольшую часть тех, кому пришлось сменить обувь во время исследования). Для сравнения, пользователи, носившие несколько пар обуви, в среднем использовали 3,6 пары обуви, пробегали большее количество километров, но в среднем пробегали всего 200 км на пару обуви.

Комфорт

Комфорт и посадка - два важнейших фактора для бегунов при выборе кроссовок. Доказательства, связывающие повышенный комфорт обуви с уменьшением травматизма или улучшением экономичности бега, неоднозначны, но уменьшение вреда от плохо подобранной и неудобной обуви, несомненно, является приоритетом для бегунов.

Большинство бегунов приземляются на пятку. Повторное сжатие меж подошвы приводит к затвердеванию материала, может быть, уже после 160 км, согласно одному исследованию 2017 года. Однако бегуны практически не почувствовали никаких изменений в количестве амортизации, ощущаемом под пяткой после 160 км. Даже после использования обуви в течение 640 км они не почувствовали большой разницы - около 3%.

Хотя на первый взгляд может показаться, что бегуны не очень хорошо умеют определять, когда обувь теряет амортизацию, это также свидетельствует о том, что испытываемые ими изменения в амортизации обуви происходят очень постепенно и могут не иметь значения для бегунов, пока они не достигнут определенного порога. Эта величина будет разной у разных людей и в зависимости от обуви, но исследования показывают, что бегуны считают его значимым только тогда, когда воспринимаемая амортизация изменяется примерно на 10%.

Мы должны быть осторожны, применяя эти выводы к новейшим кроссовкам, в которых используются новые материалы. Но вы можете использовать это как практическое правило: как только вы заметите снижение комфорта, пора покупать новую пару.

Когда же выбирать новую обувь

В итоге нет простого ответа на вопрос, когда вам следует покупать новые кроссовки. Вы также можете не следить за тем, сколько километров пробежала ваша любимая пара. В общем, самым практичным советом будет поддерживать ваши гоночные кроссовки в "свежем" состоянии (в пределах 240 км), чередовать несколько других пар при регулярных тренировках и заменять их, когда вы обнаружите заметное снижение комфорта.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube