Скрытые детали знаменитой фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, как наказание за грехи
Веками верующие и любознатели собирались, чтобы смотреть на потолок Сикстинской капеллы. Они восхищались тем, как итальянский живописец эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти переосмыслил сцены из книги Бытия. Но мало кто замечал, что одной из 300 фигур, изображенных художником, суждено вскоре умереть, сообщает ScienceAlert.
Международная команда экспертов объединила знания по истории искусства, медицине и генетике, чтобы диагностировать состояние здоровья выдуманной полуобнаженной женщины в сцене, изображающей библейский потоп. Детальное исследование женской груди, нарисованной на втором пролете свода, показало, что её необычные черты указывают на прогрессирующий рак молочной железы.
Ученые уверены, что художник не только знал об этой тяжелой болезни, но и намеренно решил ее изобразить. Работы над потолком часовни начались в 1508 году по приказу папы Юлия II. В общей сложности понадобилось четыре года, чтобы завершить многочисленные сцены из Ветхого Завета, изображения пророков и других известных библейских событий.
Микеланджело был опытным художником лет тридцати, когда он неохотно согласился взяться за огромную задачу, имея многолетний опыт лепки человеческой анатомии. Ввиду этого деформацию левой части груди одной из фигур нельзя считать случайным пятном руки аматора.
Для непрофессионального зрителя женщина – одна из толпы спасающихся от восходящих вод, ниспосланных Господом, чтобы очистить мир от греха. Для историков искусства голубой цвет платка является признаком её замужнего статуса, а её палец, указывающий на землю, говорит о том, что её обращение в прах неизбежно.
Медицинские эксперты сосредоточили свое внимание на левой молочной железе, сформированной возрастом и материнством, с затенением вокруг ареолярной области и незначительными отеками в верхней четверти и около подмышки. Будь это фотография в материалах дела, все характеристики были бы убедительными намеками на рак молочной железы.
Рак молочной железы встречается у относительно молодых женщин, это объяснимо наследованием генов высокого риска, некоторые из них выявляли в Европе на протяжении веков.
На протяжении веков потолок испытывал многочисленные вмешательства и реставрации, в попытках сохранить его цвет и детали, включая серьезную переработку в конце XX века. Но исходная форма и оттенок груди существенно не изменились.
Микеланджело были не чужды смерть и болезни. Он участвовал во вскрытиях с подросткового возраста, получив представление о том, как работает человеческое тело. Исследователи опровергают предположение, что художник достоверно скопировал патологию с модели с раком молочной железы или даже с модели мужского пола, неправильно подогнав анатомию.
«Микеланджело не прибегал к живым моделям мужского или женского пола, когда описывал историю Бытия. В сцене нет реалистических портретов. Это скорее композиция библейской идеи, с идеализированными лицами и телами», – убеждены исследователи.
И это не единственное изображение болезни, оставленное Микеланджело. Через много лет он вырежет женское изображение с такой же обезображенной грудью, что привлекло внимание онкологов еще в 2000 году. Ученые полагают, что так художник изображал бренность жизни и наказание за грехи. Символ воплощения греха посредством смертельной болезни в Сикстинской капелле долго оставался недооцененным многими.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.