Простого пожирателя пищи превращают в гурмана: пищевые привычки, которые не портят жизнь
По словам доктора Евгения Комаровского, существует по меньшей мере десять важных правил
Научить ребенка любить морковку вместо шоколадных конфет - задача непростая, а иногда даже невыполнимая. Гораздо проще, эффективнее и надежнее выработать у детей полезные привычки питания. Только процесс это небыстрый, начинать нужно с раннего возраста и, конечно, быть примером.
По словам доктора Евгения Комаровского, привычка - это сложившийся способ поведения, превратившийся в потребность. И он возникает, когда ребенок наблюдает за взрослыми, которые рядом с ним. Он видит, как питаются дома, и это становится его привычкой - вредной или полезной. Эти привычки закладываются в детстве и от того, как мы едим сами, зависит и то, как ребенок будет питаться всю свою жизнь.
Поэтому вот чему мы можем и должны научить своих детей:
Уважать труд того, кто готовит
Мы имеем почти неограниченный доступ к продуктам и поэтому сложно научить детей ценить еду. Зато мы можем обратить их внимание на то, что если добыча еды перестала быть тяжелым трудом, то ее приготовление - это по-прежнему труд.
Но чтобы научить ребенка уважать его, нужно и самому ценить свой труд и свое время. И только потом привить ребенку, что когда перед ним оказалась тарелка с едой, это значит, что кто-то купил и принес продукты, кто-то приготовил, кто-то помыл посуду. Поэтому этот кто-то достоин благодарности, уважения, ему надо сказать спасибо.
И мама, которая готовит, должна организовать жизнь семьи так, чтобы все, включая ребенка, имели желание есть в то время, которое удобно ей и которое заранее согласовано в семье.
“Если ребенок систематически не ест тогда, когда вы готовите, это не значит, что вы должны менять правила игры и готовить, когда хочет он. Измените образ жизни так, чтобы аппетит у него был тогда, когда удобно вам”, - советует врач.
Говорить о еде
Мир еды большой и интересный: откуда берутся продукты, как они выращиваются, правила хранения и приготовления. И это возможность многому научить ребенка, дать ему несколько базовых представлений о еде.
- Во-первых, рассказать что такое сбалансированное питание и пищевая тарелка, что 40-50% этой тарелки - это овощи и фрукты. А заодно рассказать, какие бывают фрукты, что такое цитрусовые или косточковые, как растут овощи, на которых, кстати, можно изучать с ребенком цвета и формы.
- Говоря о пищевой тарелке, рассказать, что такое цельное зерно, которое составляет ее треть.
- Объяснить, что 5-10% в тарелке - это жиры, то есть семечки, орехи, нерафинированное масло. Заодно рассказать, чем оно отличается от рафинированного.
- Во-вторых, дать представление о разнообразном питании, видах пищевых групп и разнообразии внутри этих групп.
- В-третьих, размер порций - сколько овощей, фруктов, молочных продуктов входит в одну порцию.
- В-четвертых, чтение этикеток - это для детей постарше, и этим точно можно заинтересовать и сформировать привычку интересоваться составом продукта.
Не наказывать и не награждать едой
Глобальная задача родителей - обеспечить ребенку доступ к качественной еде, и на этом все. Хочет он есть или нет - это уже вторично, но еда не может быть ни наградой, ни наказанием в XXI веке.
Давать возможность выбирать
Здесь речь исключительно о предварительном выборе продуктов. Ребенок может в нем участвовать на этапе покупки и приготовления, но не после того, как в еду уже вложен труд мамы или бабушки.
“Конечно, можно и нужно спрашивать, какую ты будешь сегодня есть кашу или какой хочешь салат? Или пойти вместе в магазин и выбрать овощи и фрукты, которые нравятся малышу. Но после того, как он сделал свой выбор, а вы приготовили еду из этих продуктов, выбора уже нет - едим то, что приготовили”, - предупреждает педиатр.
Готовить вместе
Учитывая нехватку времени для общения детей и родителей, эта привычка является одной из самых ценных. Вместе выбирать продукты, вместе подготавливать их, вместе готовить и постепенно увеличивать объем заданий, которые даются ребенку в процессе. Время, проведенное вместе на кухне - бесценно.
Есть медленно
Научить никуда не торопиться во время еды, тщательно обрабатывать пищу во рту, понимать, что во время медленной еды центр аппетита сработает правильно и вовремя поймет, что уже хватит, поэтому шанс переесть при медленной еде гораздо ниже.
Кроме того, медленная еда дает возможность спокойно поговорить друг с другом.
Есть вместе
Эта привычка создает правильную модель семьи: совместные завтраки и ужины, ожидание папы с работы, долгие обеды дома или полдник на природе в выходные. Все это дает возможность увидеть и услышать друга друга и сформировать еще одну привычку - общаться во время еды. Собравшись за столом, обсудить текущие проблемы, задать вопросы, получить ответы, проявить внимание, что-то запланировать. Поэтому во время еды должен быть мораторий на телевизоры, смартфоны и все отвлекающее.
Правильно питаться вне дома
Правила и принципы здорового и разнообразного питания, которые приняты в семье, могут быть реализованы и за пределами дома. Только надо интересоваться, где за пределами дома находится та самая правильная еда, как до нее добраться, как ее выбрать, какая еда является безопасной - всему этому нужно научить ребенка.
Правильно перекусывать
Перекус является важной частью питания ребенка, а родители должны научить делать это своевременно и правильными продуктами.
Пить воду
Родители должны рассказать, что самый полезный, необходимый и безопасный напиток на свете - это вода. И научить пить ее регулярно, не дожидаясь сильной жажды. Привычка пить воду прекрасна и тем, что она защищает ребенка от привычки пить вредные сладкие напитки.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.