Это произошло около шести тысяч лет назад
Согласно моделированию, использующему методы строительной механики, колесо изобрели шахтеры в горах. Изобретение колеса революционизировало всё от транспорта до изготовления керамики. Но его точное происхождение остается загадкой для археологов. А новое исследование с использованием методов строительной механики говорит о том, что восточноевропейские копатели могли являться движущей силой трех основных инноваций в технологии колес еще в 3900 году до нашей эры, сообщает LiveScience.
Археологические доказательства наличия колес и колесного транспорта датируются медным веком – около 5000–3000 лет до нашей эры – в Европе, Азии и Северной Африке. Они включают боевые сцены, нарисованные на стенах, миниатюрные колеса, детские игрушки, погребение тележек и даже ранние текстовые ссылки на колесную технологию. Поскольку колесо было принято так быстро, непонятно, где именно и когда оно было изобретено впервые, и было ли оно изобретено в нескольких местах одновременно.
Существует три основных теории происхождения колеса. Одна предполагает, что впервые оно появилось в Месопотамии около 4000 до нашей эры, а затем распространилось в Европу. Другая теория предполагает, что она была разработана у понтийского побережья северной Турции примерно в 3800 году до нашей эры. Третья основная теория утверждает, что колесо было изобретено в Карпатах между 4000 и 3500 годами до нашей эры и оттуда распространилось по разным направлениям.
Эта третья теория, выдвинутая в 2016 году историком Ричардом Буллиетом, базируется на идее о том, что примерно за 4000 лет до нашей эры очень востребованную медную руду стало труднее добывать. Шахтеры спускались в шахты всё глубже и тяжело тащили контейнеры с рудой назад.
Модели повозок позднего медного века, найденные в Карпатском регионе, имеют прямоугольную форму с трапециевидными сторонами – они похожи на современные шахтерские вагоны, писал Буллиет в книге «Колесо: изобретения и повторные изобретения». В новом исследовании ученый и его коллега подробно описали модель того, как, вероятно, эволюционировало колесо.
Команда использовала вычислительную механику и науку о дизайне, чтобы исследовать, как люди могли превратить набор простых роликов в систему колеса и оси. Исследователи предположили, что для эволюции колеса требуются три инновации. Учитывая потребность переместить тяжелую корзину или коробку, древние люди, похоже, использовали ролики, размещенные вдоль дорожки, и передвигали задние ролики вперед при необходимости.
Старейшему известному деревянному колесу с осью 5200 лет. Его обнаружили в Люблянских болотах в Словении в 2002 году. Его рифленые ролики позволяли коробке опираться на них и двигаться вперед-назад. Похоже, это позволило толкать в шахту более широкую тележку.
Вторым новшеством была колесная пара или колеса, прикрепленные к оси, что могло дать тележке больший зазор, чтобы проехать через камни и прочий мусор в шахте. И третье нововведение – колеса двигались независимо от оси. Оно возникло примерно через 500 лет после колесной пары и придало маневренности конструкции.
Создав оптимизированную конструкцию колесной пары, команда обнаружила, что эволюция колеса и оси со временем отражала все более энергоэффективную модель. Карпатские рудники очевидно повлияли и на дизайн колеса. Среда, в которой работали первые разработчики колес, содержала определенные уникальные особенности, побуждавшие к переходу к роликовому транспорту, убеждены ученые.
Исследователи отметили, что колесо не перестало развиваться в медном веке. К примеру, изобретение радиальных шариковых подшипников в 1869 году привело к значительному прогрессу в автомобильной и машиностроительной промышленности в XX веке.
Хотя новая модель может объяснить, как колесо было изобретено в Восточной Европе, может быть и так, что несколько цивилизаций самостоятельно открыли колесо.
Подход вычислительного дизайна, используемый учеными в данном исследовании, потенциально может быть применен к другим археологическим вопросам. Например, для того, чтобы выяснить, как именно были построены пирамиды.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.