Пять стран сцепились за корабль набитый золотом: его там на миллиарды долларов

Читати українською

На морском дне у берегов Колумбии лежит затонувший корабль «Сан-Хосе», груженый сокровищами

Читати українською
Корабль, кораблекрушение, клад океан, США, Перу, Панама, Колумбия, Испания, Боливия
Считается, что кораблекрушение «Сан-Хосе» — самое дорогое в мире, и многие претендуют на него.

На морском дне у берегов Колумбии лежит затонувший корабль «Сан-Хосе», груженый сокровищами

На морском дне около Колумбии, в окружении рыб и трехсотлетнего осадка, лежит затонувший корабль, нагруженный кладами на миллионы, а возможно, и миллиарды долларов. Как известно, испанский галеон «Сан-Хосе» затонул у побережья Картахены в Карибском море. Но остатки корабля привлекли внимание многих претендентов — стран, правительств, народов и частных дайвинг-компаний, утверждающих, что они их законные владельцы. Это повлекло за собой бесконечные судебные иски и международные споры, сообщает IFLScience.

В мае 2024 года Колумбийский институт антропологии и истории объявил, что начинает научное и культурное исследование, чтобы узнать о затонутом галеоне «Сан-Хосе». Ходили даже слухи, что его поднятие может произойти уже в этом году, из-за чего спор о праве собственности продолжает разгораться. В частности, президент Колумбии Густаво Петр назвал подъем корабля главным приоритетом своей администрации до истечения своего срока в 2026 году, и, как сообщается, приказал профильному министру «ускорить темп».

Что это за корабль и откуда на нем столько денег

«Сан-Хосе» был трехмачтовым галеоном-сокровищницей под командованием испанского военно-морского флота, имевшим длину около 45 метров от носа до кормы. Сейчас среди его руин находятся реликвии стоимостью 17 миллиардов долларов, которые просто ждут того, чтобы их нашли. Некоторые считают, что эта цифра завышена. Так или иначе, большинство соглашается, что это одно из самых ценных когда-либо известных кораблекрушений.

Чтобы понять, как судно собрало такие богатства, следует вернуться к империям XVIII века. Галеон отплыл в 1698 году, в бурный период мировой истории, когда европейские государства соперничали с Америкой за контроль над мировой торговлей. Чтобы подпитывать и финансировать свои империи, европейцы ограбили и увезли из Америки неслыханное количество серебра и золота, драгоценных камней и табака. На эти корабли с кладами охотился Британский королевский флот, потому что они хотели захватить их для себя. Эти деньги были бы очень полезны для финансирования военно-морского флота, войны и всего прочего. 

Жестокая конкуренция в Атлантическом океане приобрела особый размах во время Войны за испанское наследие в 1701-1714 годах, когда Бурбонская Испания и Франция столкнулись с Габсбургской Испанией, Священной Римской империей, Великобританией, Пруссией, Голландской республикой, Пруссией и Португалией. Этот многомерный конфликт иногда называют «первой мировой войной нового времени», поскольку кампании велись по всему миру, а также в открытом море.

Весной 1708 года «Сан-Хосе» шел как флагманский корабль панамской флотилии сокровищ, когда столкнулся с британской эскадрой, которая терпеливо ждала его прибытия, несомненно, зная о богатствах на борту. Британцы атаковали, надеясь захватить груженый добычей флот, но корабль взорвался. Либо произошел несчастный случай и загорелись боеприпасы, либо выстрелы попали в состав боеприпасов, и он загорелся. В результате этого пожара «Сан-Хосе» затонул в бою у острова Бару.

Вместе с кораблем пошли ко дну и награбленные сокровища. Давно утраченный груз корабля оставался невидимым около трех веков, пока прогресс в подводных технологиях и исследовании морского дна не дал возможность увидеть и даже поднять обломки корабля. В 1982 году американская спасательная группа заявила, что нашла затонувший корабль «Сан-Хосе». 

Они предоставили координаты кораблекрушения колумбийскому правительству с тем, что оно разделит находки. Но Колумбия оспорила претензии компании и отказалась заключать сделку. Компания несколько раз пыталась судиться с правительством, но безуспешно. Ситуация стала еще более запутанной в 2015 году, когда колумбийское правительство заявило, что якобы нашло затонувший корабль в другом месте. 

Судно затонуло у берегов Колумбии. Испанское судно затонуло у берегов Колумбии, а на его борту - панамские сокровища. Все эти страны, а также нашедшие сокровища США и не только теперь претендуют на них. 

На кусок пирога претендует Испания, поскольку «Сан-Хосе» был испанским кораблем, в то время как Перу и Панама считают, что он принадлежит им, поскольку клад был украден с их земель. Коренной народ Боливии тоже выдвинул свои претензии. Историки же настаивают, что самое главное в этом вопросе – далеко не деньги, а очередная возможность изучить прошлое человечества.

«Мы понимаем, что если бы корабль не был полон золота, то, вероятно, не было бы никакого стимула даже искать его. Это (поиск — прим. ред.) чисто из-за денег. Но не деньги делают его столь ценным», – настаивают ученые.

В 2015 году Океанографический институт Вудс-Холла исследовал место кораблекрушения с помощью автономного подводного аппарата. На глубине 600 метров под поверхностью робот-подводник собрал изображения артефактов с корабля, включая бронзовые пушки с орнаментально выгравированными дельфинами, керамические сосуды и десятки чашек.

Ученые считают, что, если это кораблекрушение так уж зажиточно, то те, кто будут иметь с него выгоду через столетия, могли бы потратиться на финансирование исторической части проекта. В конце концов, именно обещание денег подогревает любопытство вокруг кораблекрушения «Сан-Хосе». Сейчас ведутся серьезные разговоры о его поднятии, и можно только надеяться, что судно не станет только лишь прибыльной «дойной коровой».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.